Воскресенье, 22.06.2025, 23:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
дифференциальная психофизиология [1]
дифференциальная психология [6]
Прихологическое консультирование [2]
Поиск
Персональный сайт Ишковой Марины Александровны
Главная » Файлы » СФГА » дифференциальная психология

дифференц.психология словарь
09.11.2009, 22:15
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИ¬ХОЛОГИЯ (от лат. differentia — различие) — отрасль психологии, изучающая психологические раз¬личия как между индивидами, так и между группами людей, причи¬ны и последствия этих различий. Предпосылкой возникновения Д. п. явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетиче¬ских (см. Методы психогенетики) и математических методов. Д. п. складывалась под непосредствен¬ным воздействием практики — пе¬дагогической, медицинской и ин¬женерной. Начало ее разработке положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изу-чения индивидуальных различий, в том числе для их статистиче¬ского анализа (см. Статистиче¬ские методы в психологии). Тер¬мин «Д. п.» ввел немецкий психо¬лог В. Штерн в работе «О психо¬логии индивидуальных различий* (1900). Первыми крупными пред¬ставителями нового направления были Д. Вине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел и др. Основным ме¬тодом Д. п. стали тесты (см. Тести¬рование) — сперва индивидуаль¬ные, а затем групповые,— исполь¬зуемые для определения умствен¬ных различий, а с изобретением тестов проективных — для измере¬ния интересов, установок, эмоцио¬нальных реакций. Путем обра¬ботки тестов методами факторно¬го анализа выявляются факторы, сигнализирующие об общих свой¬ствах (параметрах, измерениях) интеллекта или личности. На этом основании определяются количе¬ственные вариации в психологиче¬ских свойствах отдельных индиви¬дов. В зарубежной психологии наибольшую известность приобрели; 1) теория двух факторов Ч. Спир-мена, согласно'к-рой в каждом виде деятельности представлен как об¬щий для любой из них фактор, так и специфический, необходимый толь¬ко для данного вида деятельности (например, для решения математи¬ческих задач, литературного твор¬чества и т. п.); 2) мультифакторные теории (Л. Тёрстон, Дж. Гилфорд и др.), отрицающие общий фактор и полагающие, что имеется широкий спектр первичных умственных способностей (скорость восприятия, ассоциативная память и др.). Как бы ни совершенствовались тесты и их статистическая обработка, они сами по себе не способны объяснить причины психологических различий. Вопрос об этих причинах на протя¬жении всей истории Д. п. служит предметом острых дискуссий. В за¬рубежной Д. п. долгое время господ¬ствовало убеждение в биологической предопределенности способностей и характера человека. Решающее значение приписывалось при этом наследственности и созреванию ор¬ганизма, а зависимость индивиду¬ально-психологических особенностей от образа жизни личности, социаль¬но-экономических и культурных ус¬ловий ее развития игнорировалась. В настоящее время для Д. п. ха¬рактерно интенсивное развитие но¬вых подходов и методов, как экспе¬риментальных, так и математиче¬ских. Наряду с различиями между индивидами в умственном отноше¬нии широко исследуются различия в творческих и организаторских способностях, в обшей структуре личности, в мотивационной сфере. Важное место отводится выявлению корреляций (см. Корреляционный анализ) между психологическими свойствами, с одной стороны, фи¬зиологическими и биохимически¬ми— с другой. Большая работа в этом направлении ведется советски¬ми учеными. Факты и выводы, полу¬ченные Д. п., имеют важное зна¬чение для решения многих практи¬ческих задач (отбор и обучение пер¬сонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склон¬ностей, способностей индивидов и др.).
Категория: дифференциальная психология | Добавил: Марина
Просмотров: 1109 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2025