Контрольные задания (рефераты) по курсу
«Психолого-педагогическое консультирование».
Сост. Доц. Ишкова М.А.
1. Актуальные проблемы и задачи консультирования в детском возрасте.
2. Психологическое консультирование дошкольников и их родителей. Основные проблемы возраста.
3. Психологическое консультирование младших школьников и их родителей. Основные проблемы возраста.
4. Психологическое консультирование подростков. Основные проблемы возраста.
5. Психологическое консультирование по проблемам психологической готовности к школе. Основные проблемы возраста.
6. Психологическое обследование ребенка в практике консультирования.
7. Психолого-педагогическое консультирование при поврежденном психическом развитии.
8. Психолого-педагогическое консультирование при искаженным психическом развитии.
9. Психолого-педагогическое консультирование при дисгармонии психического развития.
10. Психолого-педагогические рекомендации родителям детей с проблемами речи.
11. Психолого-педагогические рекомендации родителям детей с синдромами дефицита внимания (СДВГ).
12. Психолого-педагогические рекомендации родителям леворуких детей
13. Психолого-педагогические рекомендации родителям детей с ЗПР
14. Психолого-педагогические рекомендации родителям детей с энурезом
15. Психолого-педагогическое консультирование при эмоциональных нарушениях в детском возрасте.
16. Принципы организации коррекции психического развития в консультировании.
17. Пути коррекции психологических трудностей дошкольника.
18. Пути коррекции психологических трудностей младшего школьника.
19. Пути коррекции психологических трудностей подростков.
20. Семейное консультирование как одна из разновидностей семейной психотерапии.
21. Основная цель и задачи семейного консультирования.
22. Теоретические основы и направления семейного консультирования.
23. Техники семейного консультирования.
24. Сферы работы семейных консультантов: психологические центры, консультации, центры по охране семьи и детства т другие учреждения.
25. История развития семейного консультирования.
26. Психологическое консультирование по проблемам взаимодействия «Педагог-учащийся».
27. Психологическое консультирование в педагогических коллективах.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 1. Понятие психологического консультирования. Психодиагностика, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия. 2. Психологическая консультация в структуре медицинской, педагогической, социальной помощи. Сферы и задачи психолого-педагогического консультирования. 3. Принципы работы психолога-консультанта детского развития. 4. Модели личности психолога-консультанта детского развития. 5. Проблема периодизации психического развития в контексте психологического консультирования. Проблема возрастных кризисов. 6. Факторы риска на разных этапах возрастного развития. Типология причин обращения в психологическую консультацию на разных этапах жизненного paзвития. 7. Этапы психолого-педагогического консультирования. 8. Образы клиентов, особенности их эмоционального состояния, установки на консультацию. Проблема установления контакта с ребенком. 9. Методы исследования особенностей социальной ситуации развития. 10. Особенности экспериментально-психологического обследования ребенка в целях консультирования. 11. Формирующие процедуры в рамках психологического консультирования. Цели и специфические особенности коррекционной работы психолога. Психологические оценки эффективности коррекции. 12. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам нарушения родительско-детских отношений. 13. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам формирования личности дошкольника: тревожность, упрямство, негативизм. 14. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам эмоционального развития в дошкольном возрасте: нарушение сна, плач, страхи, заикание. 15. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам раннего детского аутизма, 16. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам ЗПР и умственной отсталости в дошкольном и младшем школьном возрасте 17. Психолого-педагогическое консультирование родителей часто болеющих детей-дошкольников. 18. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам готовности ребенка к школьному обучению. 19. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам отношения ребенка к школе 20. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам школьников, испытывающих трудности в обучении 21. Психолого-педагогическое консультирование школьников с личностными и поведенческими проблемами. 22. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам младших школьников группы «риска»: синдром дефицита внимания, 23. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам младших школьников группы «риска»: леворукость. 24. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам подросткового возраста. 25. Психолого-педагогическое консультирование подростков группы «риска» : акцентуации характера. 26. Психолого-педагогическое консультирование по проблемам профессионального самоопределения в юношеском возрасте 27. Основные концепции и модели консультирования родителей. 28. Техника семейного консультирования. 29. Психолого-педагогическое консультирование педагогов по вопросам профессиональных затруднений 30. Психолого-педагогическое консультирование педагогов по вопросам личностной самореализации и психической саморегуляции
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. Основная 1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений/ Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова и др. – М.: «Академия», 2002 2. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных заведений /П/р И.В.Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 2000. 3. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001 4. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2003 5. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Ижица, 2002 Дополнительная 6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998 7. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.А., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998 8. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 1990 9. Вильдовская Л.З., ЗадвицкаяД.М., Кудрявцева С. в. Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред.С.А. Беличевой. М., 1999. 10. Детская практическая психология: Учебник /П/р Т.Д.Марцинковской. – М.: Гардарики, 2003 11. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2001. 12. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989 – с. 237-254. 13. Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000 14. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. 15. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: ИНТОР, 1997 16. Степанов С.С. Психология трудных школьников: Учеб. пособие. М., 1996. 17. Фурманов И.А. Детская агрессивность: Психодиагностика и коррекция. Минск, 1996. 18. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002
|